-
Основы кинематографического мастерства: кинодраматургия, Тема: Архетип сироты в мировом кинематографе, Курсовая работа, 2018 год
19070812053C
МИНОБРНАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского»
Факультет культуры и искусств
Кафедра кино-, фото-, видеотворчества
Курсовая работа
по дисциплине «Основы кинематографического мастерства: кинодраматургия»
Тема: Архетип сироты в мировом кинематографе
Специальность 55.05.01 «Режиссура кино и телевидения»
Профиль 55.05.01-04.08 «Режиссер мультимедиа, педагог»
Омск, 2018
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ «АРХЕТИП» И ЕГО РОЛЬ В КИНОПРОИЗВОДСТВЕ……………………………………………………..8
1.1.Архетип и психология искусства……………….……………….…………8
1.2.Архетип и кинематограф………………………………………….………12
1.2.1.Архетипическая специфика киножанра……………………….………14
1.2.2.Условная система киножанров………………………………….………14
ГЛАВА 2.АРХИТИПИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ В КИНЕМАТОГРАФЕ…..17
2.1.Виды архетипических образов по Юнгу. Архетипы Юнга в современном кинематографе ………………….……………………………..17
2.2.Архетип сироты в мировом кинематографе (на примере фильмов «Малыш», «Чувствительный милиционер», «Мелодия для шарманки»)…19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………..…..…………35
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. …………………………………………………..………39
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования несомненна, так как кинематограф имеет особенное значение для культуры. Общеизвестно, что кинематограф появился в XX веке, но при этом он берет свои образы из уже существующих видов искусств. Важно также и то, что экранная культура интенсифицирует процессы, формирующие массовое сознание.
Степень научной разработанности проблемы можно проследить в рамках различных дисциплин: культурология, философия, психология (психология искусства), а также история и теория кино.
Мифы и фольклор разных культур имели много общих черт, что не могло не заинтересовать ученых до и после введения Юнгом термина «архетип». Изучением природы этого явления занимались такие ученые как: А.Н. Афанасьев, Ф.И. Буслаев, А.Н. Веселовский, Э.Кассирер, К. Леви-Стросс, Э.М. Мелетинский, В.Я. Пропп, Дж. Фрезер, О.М. Фрейденберг, Н. Фрай и др.
Большое количество психологических исследований посвящено изучению проблем психологии восприятия и творчества. Наиболее известны работы: М. Арнаудова, Р. Арнхейма, А.Н. Веселовского, Л. С. Выготского, 3. Кракауэра, О.А. Кривцун, А. Минегетти, Э. Морена, Э. Нойманна, Т. Липпса, А.А. Потебни, 3. Фрейда, К.Г. Юнга.
Большой вклад по изучению природы киноискусства как специфической знаковой системы в рамках семиотического подхода сделали следующие ученые: Р. Барт, Р. Беллур, Ж. Митри, К.Мец, П.П. Пазолини, У. Эко, Ю.М.Лотман, Ю.Н.Тынянов, Б.М. Эйхенбаум, В.Б. Шкловский.
Авторитетные теории кино выдвигались следующими исследователями: А. Базен, Б. Балаш, Д. Вертов, Ж. Делёз, Л. Деллюк, 3. Кракауэр, Г.М. Козинцев, Л.В. Кулешов, М. Мерло-Понти, О.В.Аронсон, В.П. Дёмин, Н.А. Цыркун, М.Б. Ямпольский, Г. Аристарко, С.И. Фрейндлих.
Большую важность для осмысления роли, задач и значения кинематографа имеют размышления создателей кино: Д. Вертова, У. Гриффита, О. Уэллса, С.М. Эйзенштейна, В.И. Пудовкина, А. Тарковского, И. Бергмана, Ф. Трюффо, Ф. Феллини и др.
Несмотря на то, что кинематограф и его отдельные аспекты довольно всесторонне исследованы в научной литературе, комплексных исследований о роли и значении архетипов в кинематографе проводилось немного.
Целью исследования является культурологический анализ функционирования архетипических образов в кинематографе.
Поставленная цель может быть достигнута путем последовательного решения следующих задач:
…………………..
Объект исследования – архетип в структуре кинематографа.
Предмет исследования – архетип сироты в мировом кинематографе.
Методология исследования носит комплексный характер в силу многоплановости предмета исследования, а также поставленной цели и сформулированных задач. Теоретико-методологической базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых-психологов, искусствоведов, киноведов, философов, культурологов.
Основные источники, ставшие методологической основой работы:
– книга О. Аронсона «Коммуникативный образ. Кино. Литература. Философия», в которой кино рассматривается как технология, изменившая характер человеческого восприятия и мышления, которое открывает аффективные, сверхскоростные, ускользающие образы, ставшие медийными образами современного мира;
– сборник К.Г. Юнга «Архетип и символ», цель которого познакомить с той культурологией, которая была развита Юнгом на основе его теории коллективного бессознательного;
– книга К.Г. Юнга «Человек и его символы» демонстрирует изложение его теории, метод «аналитической психологии» и влияние подсознания, опосредованное символами, на древние мифы и современное искусство, на научный поиск и человеческую жизнь от младенчества до старости;
– книга М.Б. Ямпольского «Память Тиресия. Интертекстуальность и кинематограф», где на материале кино развивается теория интертекстуальности, основные идеи которой связаны с работами французской постструктуралистской литературной критики 70-80-х годов;
– книга-альбом М.Б. Ямпольского «Муратова. Опыт киноантропологии» посвящена творчеству Киры Муратовой, художественный мир фильмов которой рассматривается как образец кинематографической антропологии, в рамках которой режиссер исследует столкновение человеческого и природного, человеческого и социального;
– книга М.И. Ромма «Беседы о кино и кинорежиссуре», отражающая убеждение режиссера, что в искусстве нельзя повторять уже достигнутое, что нужно неустанно двигаться вперед, осуществляя постоянный поиск.
Методы исследования – в работе использовался метод сопоставления и анализ данных об изучаемом явлении.
При анализе архетипов в кинематографе акцент делается на характеристиках главных действующих персонажей, что позволяет провести жанровую идентификацию.
Продемонстрирована эффективность использования понятий архетип и архетипический образ при анализе кинематографа.
Проанализированы кинематографические «версии» архетипа «Сирота».
Установлено, что в кинематографе реализуются те же самые архетипические тенденции, что и в мифологии, и в фольклоре.
Научная новизна исследования. Теоретические положения могут
Практическая значимость: материалы, выводы и результаты
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы (59 наименований).
Глава 1 «Понятие «архетип» и его роль в кинопроизводстве» посвящена изучению архетипа как понятия, архетипа в искусстве вообще и в кинематографе в частности, а также условной системы киножанров, являющихся отражением архетипической специфики.
В главе 2 «Архетипические образы в кинематографе» рассматриваются виды архетипических образов в современном кинематографе, архетип сироты в мировом кинематографе, анализируются кинокартины «Малыш», «Чувствительный милиционер», «Мелодия для шарманки», в которых наиболее убедительно представлен архетип сироты.
Категория: ДИПЛОМНЫЕ РАБОТЫ
Сточные воды промышленных предприятий. Технология очистки сточных вод на машиностроительных заводах. Обоснование и выбор технологической схемы очистки сточных вод, Курсовая работа, 2018 год Некоторые вопросы оказания услуг технической помощи на линии подвижному составу, работающему в системе «Московский транспорт, Диссертация, 2018 год