-
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, Дипломная работа, 2018 год
19070812068C
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретико-методологические подходы к изучению детей с ЗПР……7
1.1. Понятие ЗПР, классификация групп детей с ЗПР……..………………..…7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика мышления детей с ЗПР………………………………………………………………………………..17
1.3. Организация педагогического процесса…………………………………..20
1.4. Методики работы и приемы обследования детей с ЗПР……………………………………………………………………………………………….24
Выводы по I главе………………………………………………………………33
Глава II. Экспериментальное исследование развития мышления младших школьников с ЗПР………………………………………………………………35
2.1. Организация и содержание констатирующего эксперимента по изучению особенностей мышления учащихся с ЗПР ……………………………………35
2.2 Коррекционно-развивающая программа для младших школьников с ЗПР………………………………………………………………………………..44
2.3 Результаты опытно-экспериментального исследования…………………58
Выводы по II главе………………………………………………………………69
Заключение………………………………………………………………………70
Литература……………………………………………………………………….72
Приложение ……………………………………………………………………78
Введение
Актуальность темы нашего исследования обусловлена тем фактом, что количество детей с нарушениями в развитии постоянно увеличивается. Следовательно, необходимо своевременно выявлять нарушения в психическом развитии и оказывать коррекционно-развивающую помощь, которая может привести к положительной динамике развития мышления.
В современной педагогике выделяют группу детей, чьи неуспехи в школьном обучении определяют отставанием в развитии от нормально развивающихся сверстников. К этой категории относят и детей с задержкой психического развития. При задержке психического развития наблюдаются различные нарушения не только психического характера, но и моторного развития, развития речи.
Задержка психического развития (ЗПР) – это психолого-педагогическое определение для отклонения в психическом и физическом развитии. Это отклонение чаще всего встречается у детей дошкольного и младшего школьного возраста, так как основа умственного развития ребенка складывается именно в этом возрасте. Поэтому центральное место в детской психологии является выявление средств, методов, условий для развития детей с ЗПР.
Начало изучения проблемы детей с ЗПР было положено в 50-е годы, исследования проводил Г.Е.Сухарева и другие отечественные психологи и психиатры. Термин «задержка психического развития» был введен дефектологами Т.А.Власовой и М.С.Певзнер в 60-70-х годах. В их исследованиях этот термин звучал как «временная задержка психического развития», что предполагало компенсацию задержки: через короткий срок ребенок догонит своих сверстников и его развитие войдет в нормальное русло. Так же исследованием данной проблемы занимались многие психологи, педагоги, дефектологи и физиологи. К их числу относят: Г. Н. Васильева, Г. Н. Ефремова, М. С. Певзнер, К. С. Лебединская и многие другие.
По поведению и познавательной деятельности дети с ЗПР значительно отличаются от своих сверстников, то есть ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных интересов (игр).
Целью является выявление особенностей мышления у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста, разработка программы для работы с детьми с задержкой психического развития.
Проблема исследования состоит в отсутствие комплекса мероприятий, направленных на развитие мышления детей с ЗПР; имеются пробелы в изучении психолого-педагогической характеристики мышления.
Объект исследования – мышление детей младшего школьного возраста с ЗПР.
Предмет исследования – особенности развития мышления детей с ЗПР в младшем школьном возрасте.
Гипотеза исследования: своевременное проведение коррекционных работ с ребенком младшего школьного возраста с задержкой психического развития, может благоприятно повлиять на динамику развития его мышления.
К задачам исследования относятся:
- Изучить и проанализировать научную литературу по развитию мышления у детей с задержкой психического развития.
- Раскрыть особенностей педагогического работы с детьми с ЗПР.
- Провести экспериментально — психологическое исследование, для изучения особенностей мышления у детей с задержкой психического развития в младшем школьном возрасте;
- Разработать программу для детей с задержкой психического развития, направленную на развитие мышления.
Научная новизна исследования заключается в применении психолого — педагогической коррекционной программы, способствующей развитию мышления детей с ЗПР.
В диссертационном иследовании:
-Установлены особенности психолого-педагогического развитие мышления у детей с задержкой психического развития.
-Предложен педагогический процесс, то есть как следует правильно работать с ребенком с задержкой психического развития.
-Выявлены критерии построения методик при ЗПР.
Методы и методики исследования:
- теоретический анализ литературы по проблеме развития мышления детей с ЗПР и психологических исследований по данной теме;
- метод тестирования (Тесты интеллекта «Завершение предложений», «Исключение слов», «Соотношение слов», «Общий смысл», «Арифметические задания», «Продолжение ряда», «Двумерные фигуры», «Трехмерные фигуры», «Запоминание слов»,)
- Методика «Последовательность событий», Методика «Исключи лишнее».
Практическая значимость исследования заключается в:
-Познакомить участников педагогического процесса с часто встречающимися ошибками, что позволит улучшить уровень преподавания.
-Результаты исследования можно использовать в дальнейшем при изучении детей с ЗПР.
-Применение коррекционной программы.
Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
В первой главе раскрыли общие положения о ЗПР, классификация групп детей с ЗПР, особенности мышления и развития данных детей, были рассмотрены особенности организации педагогического процесса детей с ЗПР, методы работы с ними и организация учебного процесса.
В третьей главе проанализировали экспериментальные основы, которые используются при изучении детей с ЗПР и составили программу для работы с ними.
Также были написаны выводы по каждой глава и сделан общий вывод по диссертационной работе.
Категория: ДИПЛОМНЫЕ РАБОТЫ
СОБЕННОСТИ ЛИТЕРАТУРНОЙ ЖИВОПИСНОСТИ. ЖИВОПИСНОСТЬ РОМАНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН». ГРАФИЧЕСКОЕ НАЧАЛО ЛИТЕРАТУРНОЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОСТИ РОМАНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН», Дипломная работа, 2018 год Методическое сопровождение педагогов по формированию представлений о семейных традициях у старших дошкольников, Дипломная работа, 2018 год