-
Управление непрерывным профессиональным развитием педагога в условиях дошкольной образовательной организации, Дипломная работа, 2018 год
19070812065C
Оглавление
Введение …………………………………………………………………………
ГЛАВА 1. Теоретические основы управления непрерывным профессиональным развитием педагога в условиях дошкольной образовательной организации……
1.1.Непрерывное профессиональное развитие педагога дошкольного образования как социально-психологическая проблема.
1.2 Специфика управления непрерывным профессиональным развитием педагога дошкольного образования.
1.3. Модель управления непрерывным профессиональным развитием педагога в условиях дошкольной образовательной организации.
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по апробации модели управления непрерывным профессиональным развитием педагога в условиях дошкольной образовательной организации……………………..
2.1. Программа реализации модели управления непрерывным профессиональным развитием педагога в условиях дошкольной образовательной организации.
2.2.Анализ опыта реализации модели управления непрерывным профессиональным развитием педагога в условиях дошкольной образовательной организации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………..
Введение
В условиях развития современного образования все более актуальным становится решение проблем профессионализма педагога, его компетентности, способности адаптироваться к современным меняющимся условиям. Профессионал становится ценной личностью, а профессионализм – отличительным качеством профессионального педагога.
Ориентация на подготовку «компетентного, профессионального педагога» является тенденцией последнего десятилетия, в то время как в дошкольной организации на данный момент работает большая часть педагогов — практиков со стажем работы свыше двадцати лет, чья профессиональная подготовка не вполне отвечает современному пониманию профессионально-педагогической компетентности; другая часть – молодые специалисты, имеющие низкий уровень профессиональной компетентности педагога в соответствии с ФГОС ДО, не умеющие осознать и определить свои профессиональные возможности и находить им применение в работе со всеми участниками образовательного процесса.
Важность проблемы столь велика, что педагог должен принять очень ответственное решение о переводе своей деятельности в режим непрерывного профессионального развития, и этому педагогов необходимо учить. Для того чтобы научить педагогов анализировать, оценивать свои профессиональные качества, развить мотивацию к профессиональному росту, профессиональному развитию, вывести каждого педагога на новый высокий уровень, необходимо разработать в МБОУ прогимназии «Кристина» модель управления непрерывным профессиональным развитием педагога.
Между тем образовательные системы, призванные повышать профессиональную квалификацию педагогов в современных условиях, не обеспечивают в достаточной мере необходимый и достаточный уровень развития профессионализма педагога. Системы высшего профессионального образования только начинают перестраиваться, обозначают основные направления совершенствования профессиональной подготовки и переподготовки педагога.
Нужно разрешить проблему поиска направлений улучшения состояния управления непрерывным профессиональным развитием педагогических сотрудников дошкольных образовательных организаций.
Цели системы управления персоналом станут достигнуты только в случае, если организации будут рассматривать HR-ресурсы как источник к повышению производительности. Дабы достичь этого, управлению необходимо гарантировать формирование условий для непрерывного профессионального развития сотрудников в качестве немаловажного обстоятельства, выполнение которого нельзя рассматривать без кропотливого планирования, тщательной работы и оценки. Проблемы управления непрерывным профессиональным развитием педагогов нашли отражение в работах Костыко Г.С., Найна А.Я., Новикова А.М., Сенченко И.Т., Старикова И.М., Стародубцевой Е.В.
Анализ нормативных документов и практики профессиональной подготовки педагогов позволяет сделать вывод о наличии следующего противоречия:
— между возрастающей значимостью профессионального развития педагога дошкольного образования и недостаточной разработанностью механизмов управления профессиональным развитием педагогов в условиях дошкольной образовательной организации.
Отсюда возникает проблема исследования: каким образом организовать управление непрерывным профессиональным развитием педагога в условиях дошкольной образовательной организации?
Тема исследования: управление непрерывным профессиональным развитием педагога в условиях дошкольной образовательной организации.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и проверить результативность модели управления непрерывным профессиональным развитием педагога в условиях дошкольной образовательной организации.
Объект исследования: непрерывное профессиональное развитие педагога дошкольного образования.
Предмет исследования: модель управления непрерывным профессиональным развитием педагога в условиях дошкольной образовательной организации.
Гипотеза. Предполагается, что модель управления непрерывным профессиональным развитием педагога в условиях дошкольной образовательной организации будет результативной, если:
- Раскрыта сущность организации управления непрерывным профессиональным развитием педагогов в ДОО, что наиболее полно отвечает потребностям современного педагога и позволяет эффективно решать приоритетные задачи ДОО;
- Определено и реализовано содержание управления специально организованное продуктивное взаимодействие субъектов, направленное на формирование компетентности педагогов ДОО;
- Дано экспериментальное обоснование критериального аппарата, необходимого для объективной оценки сформированности уровней компетентности педагогов ДОО.
- Будет внедрена модель управления непрерывным профессиональным развитием педагогов в условиях дошкольной образовательной организации;
- Будут выявлены эффективные формы организации непрерывным профессиональным развитием педагогов в дошкольном образовательном учреждении, описаны условия и содержание научно-методической работы.
В соответствии с целью исследования и его гипотезой в работе были поставлены следующие задачи:
1. Уточнить характер изменений профессиональной деятельности педагога дошкольного образования и современные особенности его непрерывного профессионального развития.
2. Выявить специфику управления непрерывного профессионального развития педагога в условиях дошкольной образовательной организации.
3. Разработать модель управления непрерывным профессиональным развитием педагога в условиях дошкольной образовательной организации.
4.Опытно-экспериментальным путем проверить результативность модели управления непрерывным профессиональным развитием педагога в условиях дошкольной образовательной организации.
Теоретические основы исследования.
В исследовании используются: теории формирования профессионализма в педагогической деятельности (А.Г. Асмолов, A.A. Вербицкий, Э.Ф .Зеер, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, В.А. Сластенин); теории профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования (И.Н. Асаева, А.И. Васильева, М.И. Лисина и др.).
Результаты исследований таких авторов, как Ю.В. Васильев, В.Н. Казакова, О.А. Конопкин, Р.Л. Кричевский, И.Е. Мамаева, В.В. Шапкин и др. актуализировали дальнейшее развитие и разработку проблемы профессиональной компетентности педагогических коллективов в условиях гуманизации профессионального образования.
Для нашего исследования наибольшую ценность представляют работы, в которых рассматриваются методологические и теоретические аспекты развития профессиональной компетентности педагогов (В.П. Беспалько, B.И. Загвязинский, В.В. Краевскийи др.), а также психологическая структура и особенности развития профессиональной деятельности педагога (Э.Ф. Зеер, Н.В. Кузьмина, А.К.Маркова, А.И. Мищенко, И.М. Стариков и др.).
Серьезный интерес для исследования проблемы управления развитием профессиональной компетентности представляют работы по анализу педагогической деятельности и педагогического мастерства (Ю.К. Бабанский, C.Б. Борисенко, К.М. Левитана, Е.В. Ткаченко и др.).
Актуальные вопросы развития системы повышения профессиональной компетентности педагогов являются предметом исследований многих российских ученых: В.А. Сластенина, Л.М. Митиной, И.А. Колесниковой и др.
Вопросы повышения квалификации педагогов дошкольной образовательной организации рассматривали в своих работах К.Ю. Белая, А.А. Майер, Л.В. Поздняк, П.И. Третьяков и др.
Методологической основой исследования явились:
— личностно — ориентированный подход к совершенствованию профессиональной деятельности (Н.А. Алексеев, Р.Л. Кричевский, М.М. Поташник, Н.С. Пряжников, Г.Н. Сериков);
— методология и методы исследования профессионального образования, управления профессиональной подготовкой и повышением квалификации кадров (А.П. Беляева, Э.Ф. Зеер, А.Я. Найн, А.М. Новиков, А.М. Пырский, А.Г. Соколов);
-моделирование как всеобщий метод педагогического исследования (В.П. Беспалько, В.В. Краевский, Н.И. Лапин, В.И. Михеев);
— концептуальные идеи системы построения непрерывного образования (Т.Г. Браже, Э. Брукинг, В.Г. Воронцова, Б.С. Гершунский, и др.).
Психология личности, рассматривающие самосознание, саморазвитие, самоопределение, самореализацию (В.И. Андреев, Ю.К. Бабанский, Л.М. Митина, С.Д. Якушев и др.);
Для реализации поставленных задач выявлены следующие основные методы исследования:
а) теоретический: анализ и обобщение нормативной документации по проблеме управления непрерывным профессиональным развитием педагога в отечественных и зарубежных практиках;
б) эмпирический: изучение педагогического опыта, анализ собственного педагогического опыта, анкетирование, наблюдение, методы качественного анализа документов и продуктов профессиональной деятельности педагогов.
в) диагностический;
г) педагогические наблюдения: наблюдение за повышением уровня развития личностно-профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации; формулировка общих выводов;
д) статистическая обработка результатов.
Опытно-экспериментальная база исследования.
Базой исследования явилось муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение прогимназия «Кристина» г. Томска дошкольное звено (2 корпуса).
Исследованием было охвачено:1 руководитель, 23 педагогических работников (директор, старший воспитатель, воспитатели, узкие специалисты) прогимназии «Кристина».
Теоретическая значимость исследования:
— теоретическое обоснование и разработка модели управления непрерывным профессиональным развитием педагогов ДОО, в частности, в выделении функций и содержания управленческого воздействия.
Практическая значимость исследования:
— разработана модель управления непрерывным профессиональным развитием педагога в условиях дошкольной образовательной организации обеспечивающая потребности дошкольной образовательной организации, которая может быть универсальной и готова для применения в других учреждениях дошкольного образования.
— проверено влияние педагогических принципов на повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации.
Структура диссертации отражает логику, содержание, результаты научного исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Категория: ДИПЛОМНЫЕ РАБОТЫ
Языковая личность как педагогическая и теоретико-методическая проблема. Образовательные технологии в процессе развития вторичной языковой личности, Дипломная работа, 2018 год Исследование путей сокращения сроков доставки грузов автомобильным транспортом в междугороднем сообщении, Дипломная работа, 2018 год